Пролог
Проблемы клиентов - наши проблемы...
И теперь мы плавно подходим к проблематике вопроса. Зачем же нужно предпроектное исследование? Давайте попытаемся дать ответ на этот вопрос. Для этого рассмотрим стандартную ситуацию. Клиент приходит к разработчику и говорит:
И казалось бы, нормальная потребность. Но давайте разбираться. У разработчика сразу же появляется ряд логичных вопросов:
2) Лучше в чем?
3) А почему вы ориентируетесь именно на этого конкурента?
Чувствуете, как быстро, естественное желание клиента порождает ряд вопросов. А беседа только началась. Вот и получается что если клиент сговорчивый, мало-помалу разработчик все же узнает его истинные потребности и желания, и опираясь на его ответы может сказать ориентировочную стоимость. Однако не всегда дела обстоят похожим образом. Часто бывает, что клиент, не сформировав четких целей и задач, хочет их решить. И решение это он видит в конечном продукте под названием сайт, а ответственным за реализацию этого решения он назначает разработчика. Что ж и это нормально – имеет право. Одна беда - в конце разработки клиент всегда будет недоволен, так как получит не то, что хотел.
Есть решение!
Так как же избежать подобных ситуаций? Как сделать так, чтобы клиент получил желаемый продукт? Очень просто - предпроектное исследование.
Что это такое и с чем это едят?
Так что же такое предпроектное исследование? Это время, которое необходимо разработчику, чтобы вникнуть в бизнес клиента. Выявить его потребности, цели, задачи. Исследование - это не только простое анкетирование, это полномасштабный сбор данных, который позволяет понять проблематику вопроса и увидеть его объем.
Приведем пример из жизни не относящийся к разработке. Вы автовладелец и у вас происходит поломка. Не будучи профессиональным автомехаником, вы отправляетесь в автосалон. И что первым делом вам предлагают? Правильно - пройти диагностику, так как ни вы, ни сотрудники автосалона не являетесь провидцами в третьем поколении и соответственно не знаете причин поломки. При этом диагностика может быть простой, а может быть и крайне сложной. Зачастую на нетривиальные задачи требуется больше времени. И только после диагностики, сотрудники автосалона могут сказать вам причину поломки, а заодно оценить свои силы на ее исправление. Технически они выдают вам смету куда входит стоимость самой диагности, список запчастей и список работ. И это для всех стало нормой.
С разработкой схожая ситуация, но намного сложнее, т.к. здесь во внимание берутся не только особенности платформы на которой происходит разработка, но и специфика бизнеса клиента, поведенческие особенности его конкурентов, пожелания самого клиента и еще множество различных факторов, которые в дальнейшем могут существенно повлиять на результат, если не выбрать правильную стратегию на старте.
Теперь, когда мы более менее понимаем, что же такое предпроектное исследование и зачем оно нужно, предлагаю немного приоткрыть завесу тайны и рассмотреть, что скрывается под этим названием.
Что происходит во время исследования?
Разработчик задает заказчику много вопросов. Очень много вопросов. Однако все они преследуют одну цель - как можно глубже вникнуть в задачу, поставленную перед разработчиком и сделать продукт максимально удовлетворяющий потребностям клиента.
1. О бизнесе и стратегии компании
2. О конкурентах
3. О продукте который мы разрабатываем
4. О выделенном бюджете на проект
5. О стратегии развития продукта
6. Об ожиданиях
7. О специфике работы
8. О сотрудниках
9. О целях и задачах
10. О прибыли
На первый взгляд, прочитав список этих категорий можно возмутится и возразить - но позвольте, а зачем вам так много знать чтобы сделать простой сайт? На, что мы ответим:
“Сайт - это инструмент для получения дохода, подобные инструменты всегда сложны и многогранны”
Кто не использует сайт для получения дохода, может закрывать эту статью прямо сейчас. Для всех остальных, продолжим.
Зачем все это?
Для того, чтобы инструмент работал - приносил прибыль, а не был очередной поделкой в интернете, разработчик должен знать все нюансы. Чем подробнее будут ответы клиента, тем более ясную картину увидит разработчик и сможет выбрать оптимальную стратегию для решения поставленных задач. Что в свою очередь не только даст клиенту то, что он хотел, но и позволит ему сэкономить деньги на разработку.
Если у клиента уже есть сайт, но он по каким то причинам не решает задач клиента, разработчик предложит установить на сайт счетчики и метрики, проведет seo-аудит и технический аудит сайта. Это позволит выявить истинные причины проблемы.
Если у клиента есть готовая платформа для разработки и он хочет реализовать на ней задуманное - тут тоже нужно исследование возможностей этой платформы. А не приведет ли в дальнейшем такой подход к череде убытков? Насколько рентабельна такая затея? Возможно есть иные пути решения (быстрее и дешевле). Мы в нашей компании полагаем что:
“Клиент должен знать какие риски его ждут и какие вложения предстоят”
Только имея на руках полную картину происходящего клиент сможет принять оптимальное для него решение.
А есть ли альтернативы?
Да, можно было бы сделать стандартную смету или сказать фиксированную стоимость работ не вникая в проблему.
Чем же плох такой подход?
-
Конечный продукт не будет таким каким представлял его клиент
-
Конечный продукт будет дороже минимум в два раза
-
Высокая вероятность остановки проекта и расторжение договора в одностороннем порядке разработчиком
-
Срок работы над проектом увеличится минимум в четыре раза
Тут клиент волен выбирать, но как говорится предупрежден значит вооружен.
Ну и сколько же это стоит?
Предпроектное исследование требуется только в том случае, если предметная область не ясна. Нет ни малейшего понятия о том сколько времени займет работа. Если мы не знаем сколько времени мы потратим на проект, мы не сможем оценить его стоимость. Без оценки стоимости и сроков разработки никто не согласится работать. Замкнутый круг получается.
Исходя из этого, выходит, что предпроектное исследование нужно проводить перед тем как разработчик возьмется за проект. Ведь именно от этого зависит результат.
Отсюда следует, что заказчик должен оплатить предпроектное исследование еще до получения конечной стоимости. Что ж , согласны, звучит дико. Однако разработчика тоже можно понять. Он рискует потратить время (зачастую которое измеряется десятками часов) и остаться ни с чем в случае если клиента не устроит цена. Рентабельность подобной затеи для разработчика нулевая. Какой же выход в данной ситуации?
Нам помогут вилки.Нет не столовые приборы, а вилки цен. Вилки цен - это максимальная и минимальная цена проекта. Она не конечна. Вилка говорит о том в каком диапазоне мы будем работать. Далее если клиент согласен работать в предложенном диапазоне цен, мы обязательно включаем предпроектное исследование в смету. Это детализирует ее и даст понимание клиенту о формировании стоимости и порядке работ. Стоимость исследования напрямую зависит от времени работы специалиста, а время работы специалиста от сложности поставленной задачи и от бизнеса клиента, готовности его к сотрудничеству..
Эпилог
Надеемся что мы немного приоткрыли для вас завесу тайны предпроектного исследования, но если у вас возникли вопросы,не беда, мы всегда готовы ответить на них. Пишите, звоните, приходите.
В следующей статье мы затронем не менее загадочную тему - проектирование.